"Давайте верить в чудеса".

Под таким заголовком  в библиотечно - информационном центе гимназии открылось выставочное пространство, посвященное Новогодним и Рождественским праздникам. Познакомиться с информацией "Где живут деды Морозы", посетить выставку литературы , поотгадывать загадки по теме приглашаем всех желающих!

          День Неизвестного солдата -

                          3  декабря.

Памятная дата призвана увековечить память, воинскую доблесть и бессмертный подвиг погибших в боевых действиях воинов, чье имя осталось неизвестным. В этот день в 1966 году в Александровский сад к Кремлевской стене был перенесен прах Неизвестного солдата. 

МОГИЛА НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА В декабре 1966 года, в 25-летие разгрома гитлеровских войск под Москвой, в Александровский сад с 41-го километра Ленинградского шоссе - места кровопролитных боев - был перенесен прах Неизвестного солдата. 8 мая 1967 года открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата». Вечный огонь славы, вырывающийся из середины бронзовой воинской звезды, зажжён от пламени, пылающего на Марсовом поле в Петербурге. «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» – начертано на гранитной плите надгробья. Справа, вдоль Кремлевской стены, поставлены в ряд урны, где хранится священная земля городов-героев. 

В БИЦ оформлена книжная выставка "ИМЯ ТВОЁ НЕИЗВЕСТНО, ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН"

22 октября 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения

Ивана Алексеевича Бунина.

Иван Алексеевич Бунин — поэт и прозаик, классик русской литературы, замечательный мастер изобразительного слова.

      Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии — в средней полосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев Толстой. Бунин осознавал себя литературным наследником своих великих земляков.

В БИЦ оформлена выставка- экспозиция "ИМЯ И ВРЕМЯ ИВАНА АЛЕКСЕЕВИЧА БУНИНА"

15 сентября родилась Агата Кристи.

130 лет со дня рождения знаменитой королевы детективов!
Агата Мэри Кларисса Маллоуэн , более известная по фамилии первого мужа как Агата Кристи (15 сентября 1890 — 12 января 1976) — английская писательница. Относится к числу самых известных в мире авторов детективной прозы и является одним из самых публикуемых писателей за всю историю человечества (после Библии и Шекспира).
Кристи опубликовала более 60 детективных романов, 6 психологических романов (под псевдонимом Мэри Уэстмакотт или Вестмакотт) и 19 сборников рассказов. 16 её пьес были поставлены в Лондоне.
Книги Агаты Кристи изданы тиражом свыше 4 миллиардов экземпляров и переведены более чем на 100 языков мира.


 В БИЦ гимназии оформлена юбилейная выставка - инсталляция "Агата Кристи - королева детектива"

 

Приближается юбилей великого русского поэта М. Ю. Лермонтова – 205 лет со дня рождения. За свои неполные 27 лет он создал удивительно много: трагическую пьесу «Маскарад» и первый в русской прозе социально-психологический роман «Герой нашего времени», около 30 поэм (считая неоконченные), более 400 стихотворений. При жизни Лермонтова вышел только один сборник его стихов, куда он отобрал всего 26 своих стихотворений. Он был очень требователен к себе, понимая, что значит публиковать стихи в России после Пушкина. Работал он в литературе всего 13 лет (1828 – 1841 гг.), но успел очень многое. В начале ХIХ века  (в 15 лет!) он предсказал возможную революцию («Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет») и страшную Гражданскую войну («И пища многих будет смерть и кровь»). Эти стихи он записал к себе в ученическую тетрадь. В 14 лет он начал писать «Демона», в 22 – создал драму «Маскарад», полную мудрости, глубины, сложнейших характеров! А сколько интересного осталось в набросках и планах поэта! Всегда возникает чувство огромного сожаления, когда творческий путь и судьба талантливых людей обрываются на взлёте, когда они еще даже не подошли к пику своего гениального творчества…     

 

Предугадал поэт и свою раннюю смерть («Кровавая меня могила ждёт. Могила без молитв и без креста»). Первое захоронение Лермонтова в Пятигорске – обычная плита с именем Михаил. Лишь когда бабушка Елизавета Арсеньева перевезла останки внука в Тарханы, над могилой поэта была возведена часовня. Как-то так исторически сложилось, что в юбилейные годы поэта происходили какие-то трагические события в стране и юбилей Лермонтова не отмечался или проходил как-то незаметно. Действительно, все юбилейные даты Лермонтова загадочным образом  связаны с судьбоносными событиями для России – в 1914 г. (100 лет со дня рождения поэта) началась Первая мировая война, в 1941 г. (100 лет со дня смерти поэта) – Великая Отечественная, в 1991 г. (150 лет со дня кончины) – развалился СССР. В 2014 г.-  200-летие поэта со дня рождения – война на Донбассе и конфликт России с Западом (санкции).  Одним словом, мистика и после смерти поэта.

7 сентября 1870 года родился великий русский писатель Александр Иванович Куприн, вошедший в историю отечественной литературы как автор повестей и романов, а также как крупный мастер рассказа. За свою жизнь Куприн перепробовал множество профессий: он был репортёром, поэтом, фельетонистом, грузчиком, землемером, певчим, управляющим при постройке дома, разводил табак, служил в технической конторе, выступал на сцене, рыбачил с черноморскими рыбаками, изучал зубоврачебное дело. Свои «первые ребяческие шаги на литературной дороге» Куприн сделал, выпустив сборник очерков «Киевские типы» (1896) и сборник рассказов «Миниатюры» (1897). На стыке веков А.И. Куприн создал самые значительные свои произведения. В 1890-е годы он опубликовал очерк «Юзовский завод», рассказы «Лесная глушь», «Куст сирени», «Оборотень», «На разъезде», «Забытый поцелуй», «Святая любовь», «Жизнь», «Странный случай», «Кровать», «Сказка», «Чужой хлеб», «Друзья», «Марианна», «Собачье счастье», «Сильнее смерти», «Каприз», «Брегет», «Первый встречный», «Путаница», «Барбос и Жулька», «Одиночество», «Счастливая карта», «В недрах земли». Вслед за «Молохом» появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы — «Прапорщик армейский» (1897), «Лесная глушь» (1898), «На глухарей» (1899), «Олеся» (1898). Накануне первой революции складывается крупнейшее произведение писателя — повесть «Поединок» (1905), которая принесла писателю заслуженный успех и широкую известность. В день он получал до пятидесяти читательских писем, возмущенных и восхищенных, «Поединок» широко обсуждался в прессе, одно издание следовало за другим. Спустя 5 лет вышла первая экранизация «Поединка», черно-белая немая драма режиссера Андре Мэтра. В 1909 году писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив её с И.А. Буниным. Многие его произведения инсценированы и экранизированы; они переведены на ряд иностранных языков.

Библиотечно-информационный центр «Гимназии № 18» приглашает читателей совершить путешествие в мир искусства, посетив выставку - инсталляцию «Его величество театр», посвященную Году театра в России.

Здесь читатель найдет информацию по истории русского театра, узнает тайны искусства актеров и режиссёров, познакомиться с трудами известных деятелей. Кроме того, экспозиция расскажет о биографиях великих и талантливых  актеров русской сцены.

Театральная маска, занавес, цитаты и высказывания театральных деятелей, буклеты, рекомендательные списки и обзоры литературы служат своеобразным дополнением к выставке.

Выставка представлена четырьмя разделами.

Хотим обратить ваше внимание на раздел «Театры бывают разными»

Подобранные книги отражают различные жанры и направления театра: драматический, кукольный, а также оперный и балетный. Экспозиция расположилась в холле гимназии до конца года.

 И только после это будет отслежена ее эффективность.

Мы постарались сделать выставку максимально доступной и интересной для всех. Окунитесь в театральную жизнь, побудьте за кулисами.

Областная ежегодная акция «Прочитанная книга о войне – твоя благодарность за Великую Победу»

 

Сколько бы лет ни прошло со Дня Победы, из памяти народа никогда не исчезнут события Великой Отечественной войны. Не последнюю роль в этом играют литературные произведения советских и российских писателей.

 

С 1 мая по 5 августа 2018 года библиотечно-информационный центр принимает участие в областной ежегодной акции «Прочитанная книга о войне – твоя благодарность за Великую Победу».

 

В рамках данной акции  оформлена книжно-иллюстративная выставка  «Прочитанная книга о войне – мой подарок ко дню Победы».

 

На выставке представлены книги, посвященные Великой Отечественной войне, литературные произведения белгородских писателей, которые играют важную роль в сохранении памяти о войне.

 

Здесь  организовано специальное место, где собираются пожелания прочитавших книгу о войне её будущим читателям.

 

Пожелание пишется на листе бумаги, вырезанном в форме треугольника, как письмо военного времени.

 

Библиотекари заготовили для читателей закладки с символикой Великой Отечественной войны и в виде георгиевской ленты.

 

Гимназисты уже активно читают книги о войне и участвуют в акции.

 

Очередная юбилейная литературная дата. 250 лет назад 13 февраля родился русский поэт - баснописец Иван Андреевич Крылов.

Всего им написано более 200 басен. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров изданных сборников. На то время – небывалое явление. Их с удовольствием читали все: и простые люди, и высокообразованная интеллигенция.

В них он обличал русскую действительность, людские пороки. Басни Крылова органически переплетаются с миром русских пословиц и поговорок. Из них в наш язык пришло много крылатых выражений, со временем тоже превратившихся в пословицы.

Многие басни не утратили своей актуальности и в наше время. Они переведены на более чем 50 иностранных языков.

Предлагаем вашему вниманию книжную книжную выставку,

посвящённую юбилею поэта.

К юбилейной дате подготовлена тематическая закладка

Выставка - экспозиция, посвященная 200 летию  И.С.Тургенева,

"Все, что лелеял и любил..."

 

Т У Р Г Е Н Е В

 

Иван Сергеевич

 

(1818-1883)

 

Русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи — разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.

 

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) – поэт, переводчик, драматург, литературный критик родился 3 ноября в Воронеже в семье химика мыловаренного завода Якова Маршака. К сожалению, дом в пригородной воронежской слободе Чижовке, где родился автор любимых с детства стихотворений таких как «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Кошкин дом» не сохранился. Краеведы до сих пор не могут установить даже точного места, где он находился.
В Воронеже маленький Самуил прожил первые годы своей жизни, потом из-за ссоры отца с хозяином завода, его родные были вынуждены уехать с малой Родины. Судьба бросала его семью из города в город. Сначала был Витебск, потом Владимирская губерния и Бахмут, сейчас это город Артемовск в Донецкой области. Спустя три года будущий советский классик снова оказывается на воронежской земле. Семья писателя поселилась в пригороде уездного города Острогожск.
Из воспоминаний Самуила Яковлевича Маршака: «В Острогожске я поступил в гимназию. Выдержал экзамены на круглые пятерки, но принят был не сразу из-за существовавшей тогда для учеников-евреев процентной нормы. Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать. Многим обязан я одному из моих гимназических учителей, Владимиру Ивановичу Теплых, который стремился привить ученикам любовь к строгому и простому, лишенному вычурности и банальности языку».
Спустя время отец поэта находит работу в Санкт-Петербурге. Это город в последствии сыграет огромную роль в литературном становлении Маршака. В северной столице Самуил знакомится с знаменитым критиком того времени Стасовым, который, послушав стихи подростка, воскликнул: «Изумительно талантлив», а после познакомил юного поэта с Максимом Горьким. С тех пор жизнь воронежца Маршака пошла круто вверх...

 Марина Цветаева – яркий и значительный поэт первой половины ХХ века.

Ходить по душам и творить судьбы – в этом была ее цель, смысл ее тайной и явной жизни. О чем бы ни писала она – об отвлеченном или глубоко личном, ее стихи всегда вызваны к жизни реально существующими обстоятельствами, подлинным внутренним велением. Правда чувства и честность слова – вот для нее высший завет искусства.

Творческое наследие Марины Цветаевой огромно и не прочитано в полном смысле слова. Многогранное творчество Марины Цветаевой мы только начинаем постигать.

 От ее творчества отказаться невозможно: к нему возвращаешься снова и снова. А заодно обращаешься к судьбе поэта, и с каждым разом все крепче становится убеждение, что Марина Цветаева своей нескладной жизнью сполна заплатила за наше счастье знать и читать ее стихи.  Мы долго еще многому будем учиться у поэта и прозаика Марины Цветаевой; и, конечно, в первую очередь – современной, смелой, свободной, щедрой русской речи. Перед вами юбилейная выставка - экспозиция «Муза серебряного века». Выставку дополняет библиографический указатель,  который посвящен творчеству поэтессы М.И.Цветаевой. В указателе собраны воедино произведения М.И.Цветаевой, литературу о ней, ее творчестве, публикации о произведениях и литературу о жизни и творчестве.  СМОТРЕТЬ

Опаленные войной...

(Вторая мировая война в художественной литературе для детей )

Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Это стихи замечательного поэта-фронтовика Д. Самойлова. Они удивительно точно передают ощущения, эмоции людей, на которых обрушилась война.

Узнать, почувствовать, какой была война с фашизмом и чего стоила наша победа на самом деле помогут книги, книги во всех отношениях необычные. Они рассказывают о войне, увиденной глазами детей как с одной так и «с другой стороны»..

Богомолов, В. О. Иван ; Зося : повести / В. Богомолов ; рис. О. Верейского и А. Веркау ; [предисл. И. Дедкова]. - М. : Дет. лит., 2004. - 190, [2] с.

«Он был совсем еще ребенок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками. На вид не более десяти- одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинками на выпуклом лбу. Ему можно было дать гораздо больше».

Перед тобой - герой повести В. Богомолова «Иван» - двенадцатилетний разведчик Иван Буслов, значившийся в разведдокументах под фамилией Бондарев. Под видом бездомного деревенского мальчишки проникал он в тыл врага, добывал ценнейшие сведения. Каждый шаг - лицом к лицу со смертью, один на один с врагом. Часто он шел в слякоть и дождь, ночью переплывал Днепр. Война отняла у Вани детство, родных, научила его ненавидеть врагов. Последняя страница повести - один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века.

 

Ибрагимбеков, М. За все хорошее - смерть! / М. Ибрагимбеков // Пусть он останется с нами : повести / М. Ибрагимбеков ; [предисл. Е. А. Шкловского ; рис. В. Юдина]. - М. : Дет. лит., 1987. - С. 89-143.

Во время туристического похода они случайно оказались в пещере. Здесь, глубоко под землей находился эсэсовский штаб. Всё в нём сохранилось так, как было тридцать лет назад. Брошенная техника, скелеты в полуистлевшей черной форме...Не сразу поняли ребята, что же произошло здесь много десятилетий назад. Разгадка этой тайны окажется жизненно важной для них.

В пещере, как никогда остро, почувствовали ребята, «какие это страшные люди - фашисты и какое страшное слово - «война». Почти неделю будут искать дети выход из пещеры; без пищи и свежего воздуха ослабеют настолько, что с большим трудом смогут двигаться. Выдержат ли ребята испытание? Как поведут себя?

 

Иванов, А. А. Старая немецкая сказка, или игра в войну : повести и рассказ / А. Иванов ; предисл. Н. Богатыревой ; худож. Г. Мазурин. - М. : Астрель : АСТ, 2007. - 189, [2] с.

Пронзительная повесть о детях из семей советских офицеров, оставшихся после Великой Отечественной войны служить в Германии. Война наложила неизгладимый отпечаток на героев книги. И детям, и взрослым трудно приспособиться к мирной жизни, перестать видеть во всех немцах врагов. Тем более что с точки немецких сверстников подростки из советского гарнизона - оккупанты.

 

Нёстлингер, К. Лети, майский жук! / К. Нёстлингер ; пер. [с нем. и предисл.] Э. Ивановой ; ил. К. Макаровой - М. : Контакт-Культура, 2006. - 223 с.

«Лети, майский жук!» автобиографическая повесть Кристин Нёстлингер , которая открывает новую грань творчества писательницы, удостоенной сразу двух высших наград в области детской литературы: Международной Золотой Медали имени Ханса Кристиана Андерсена и Мемориальной премии Астрид Линдгрен.

Вена, весна 1945 года. Кристель - типичное дитя войны. Она не помнит мирного времени. Кажется, в её жизни всегда были только голод, воронки от бомб и разрушенные дома. Мир вокруг кажется однообразным: глухая бабушка опять ворчит из-за гнилой картошки, дедушка делает вид, что каждый день уходит на работу в часовую мастерскую, потому что побаивается бабушки, мама беспокоится за папу, а папа - вернувшийся из России солдат вермахта, у которого никак не заживают раны. Когда дом Кристель оказывается разрушенным после очередной бомбёжки, семья переселяется за город сторожить виллу богатой соседки. Там-то и происходит знакомство Кристель с русскими солдатами, которое тут же развеяло ходившие о них ужасные слухи (нет, они не солят тела людей в бочках). Лучшим другом девочки становится смешной повар Кон из Ленинграда, который до войны был портным...

Тор, А. Остров в море : [повесть] / А. Тор ; пер со швед. М. Конобеевой ; [ил. Е. Андреевой]. - М. : Самокат, 2009. - 283, [1] с.

Тор, А. Пруд белых лилий : [повесть] / А. Тор ; пер со швед. М. Конобеевой. - М. : Самокат, 2008. - 222, [1] с.

Тор, А. Глубина моря : [повесть] / А. Тор [пер. со швед. М. Конобеевой ; ил. Екатерины Андреевой]. - М. : Самокат, 2009. - 221, [1] с.

События в серии книг шведской писательницы Анники Тор начинаются в 1939 году. В Швецию прибывает паром с беженцами из Австрии. В их числе две девочки-еврейки из Вены. Двенадцатилетняя Стеффи и семилетняя Нелли полны надежд на счастливую и безопасную жизнь. Но война подбирается все ближе. Вот уже она вступает в соседние Норвегию и Финляндию. Оказывается, что значительная часть "нейтральных" шведов разделяет идеи нацистов.

Старшая Стеффи старается сохранить воспоминания о прошлом, не забыть родной язык и привычки довоенной жизни. Родители девочек остались в Австрии, и об их судьбе ничего не известно. Постепенно взрослея, девочки познают не только окружающий мир - тревожный и враждебный, но и узнают самих себя.

Франк, А. Убежище : дневник в письмах :12 июня 1942 г. - 1 авг. 1944 г. / Анна Франк ; пер. с нидерланд. С. Белокриницкой и М. Новиковой. - М. : Рудомино : Текст, 1999. - 260, [1] с.

Анна Франк родилась в 1929 году. Она умерла в концлагере, когда ей было 15 лет. Ее семья жила в Амстердаме. С началом фашистской оккупации и компании по преследованию евреев, семье девочки пришлось прятаться в крошечном убежище, которое устроили для них друзья-голландцы. В течение двух лет Анна вела дневник, описывая жизнь своей семьи, скрывавшейся от на нацистов. После войны, отец девочки, которому чудом удалось спастись, опубликовал дневник дочери.

"Судьба Анны Франк одновременно воплощает в себе биографии всех евреев, погибших во время геноцида, и остается ее собственной отдельной судьбой. Нужно помнить общий страшный урок, оставшийся от Второй мировой войны, и так и не понятый до конца. Антисемитизм - проклятие нашего века.Урок, который нужно извлечь из дневника Анны Франк и ее судьбы, не должен быть меньше той мудрости, до которой сама она сумела дорасти в конце своей такой короткой жизни. Он состоит в ощущении радости бытия, исключающей какую бы то ни было ненависть. Поэтому ее дневник надо перечитывать".

Вячеслав Всеволодович Иванов .

Яковлев, Ю. Я. Девочки с Васильевского острова / Ю. Яковлев // Где начинается небо : повести / Ю. Яковлев. - М. : Дет. лит., 1982. - С. 91-96.

Эта история произошла в блокадном городе Ленинграде в Великую Отечественную войну. Семья Савичевых от недоедания и холода погибла, как тысячи ленинградцев-блокадников. «Осталась одна Таня», - писала девочка в своем дневнике. «Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время», - писал автор рассказа детский писатель Юрий Яковлев. Подвиг ее в том, что она сумела остаться Человеком и Гражданином в условиях блокады Ленинграда. Дневник ее фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Свидание с

МАСТЕРОМ"

выставка - просмотр ,

посвященная юбилею М.А.Булгакова

 

КЛАССИКА НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Виртуальная выставка

Когда река времени уносит «временное», на дне лотка остаётся золотой песок. Это и есть классика»     Л.Жуховицкий

Мыслящий человек постоянно оценивает и отбирает. Из океана книг ему необходимо отобрать для прочтения самые нужные, самые талантливые. Но есть вершины человеческой мудрости, шедевры научного и художественного творчества, самые яркие звезды в книжной Вселенной. Надо лишь дойти, подняться до них, пережить их разумом и сердцем.
РУССКАЯ КЛАССИКА

Есть творения – литературные, живописные, музыкальные, архитектурные, - которые как бы аккумулируют дух народа. Для русской культуры таковым является «Слово о полку Игореве». Единственный список его был случайно найден в конце 18-го века, и издан в 1800 году и погиб в огне московского пожара во время Наполеонова нашествия, но бессмертный дух «Слова», возродился как Феникс из пепла, и теперь уже навсегда остался в памяти и душе народа.

 

Эта пьеса занимает в русской литературе совершенно особое место, и по выражению И.А. Гончарова, «появившись раньше Онегина и Печорина, пережила их, прошла невредима, через Гоголевский период и до сих пор живет нетленной жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности».

Роман есть одновременно и панорама всей русской жизни в первой трети 19-го века и страстная исповедь самого автора, хотя он от этого отказывался. Много было книг о любви и до Пушкина, но отношения Евгения и Татьяны рассказаны с таким проникновением в их души, с таким поэтическим мастерством, что они становятся родными для каждого, кто прочел роман

 

Герой нашего времени» - первый в русской литературе психологический роман, и один из совершенных образцов этого жанра. Герой романа, Печорин, незримо руководит действиями и поступками окружающих, навязывая им свою волю и тем упиваясь. Он все осмысляет и оценивает в категориях первенствования, господства, желания получить, а не отдать. Однако счастья это не дает.

 

Роман - поэма Гоголя входит в число немногих книг, которые определяют само лицо русской литературы. И ее дух тоже. Для нынешних времен идеи «Мертвых душ» не менее актуальны, чем для середины прошлого столетия. Разве не к нашим дням обращены слова заключительного аккорда гоголевской поэмы: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Нет ответа»? Найдется ли сегодня хоть один человек, кто бы вразумительно ответил на вопрос классика? Нет такого! И никогда не будет!

 

Тютчев – самый философичный поэт 19 – го века. Его космизм необъемлющ и вместе с тем не носит какого-то назидательного характера, порой он просто читается между строк. Или просвечивает в ненавязчивых вопросах. Поэт достигает удивительного эффекта проникновения в душу Вселенной именно потому, что видит ее отражение, более того, - частицу в собственной душе

Роман о Лизе Калитиной и Федоре Ивановиче Лаврецком – это повествование о сияющей чистоте отношений, благородстве помыслов соединенных с раздумьями о служении России – своей Отчизне. Но роман реалистический – здесь есть и несимпатичные автору персонажи, есть непоследовательность действий – как самой жизни.

Вся русская поэзия – сплошной гимн женщине. Но вряд ли кто еще воспевал женщину – мать и жену – столь трепетно и благоговейно, как Некрасов. Поэма состоит из двух самостоятельных частей – «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н. Волконская» - по именам двух первых героических жен, добровольно последовавших на каторгу вслед за своими мужьями, осужденными за участие в восстании на Сенатской площади.

При желании в романе можно найти ответ на любой вопрос, он вобрал в себя все – величественную эпичность и тончайший лиризм, глубокие философские размышления о судьбах мира, истории, человека и неувядающие образа, выписанные столь мастерски, что кажутся живыми людьми. Об эпопее Толстого мало сказать – энциклопедия русской жизни. Нравственный кодекс – вот более подходящее определение!

«Преступление и наказание» - роман о преступлении, но отнести его к «криминальному, детективному» жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших философско-психологических романов. В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всем его протяжении мы напряженно следим за каждым движением мысли, решений и противоречивых поступков Раскольникова.

Этот роман один из самых обличительных произведений мировой литературы. Беспредельно правдивым и кристально честным пером писатели – реалисты обнажаются такие низменные и мерзостные пласты человеческой натуры, такие социальные язвы, что поневоле хочется кричать: «Люди! Ну почему же вы такие?» И одновременно хочется жить лучше! В этом вообще уникальность творчества Салтыкова-Щедрина.

Лесков – один из самых что ни на есть русских писателей. А «Очарованный странник» - одно из самых русских произведений в его неисчерпаемом по эстетическому богатству творчестве. Наверное, потому, что именно в этой повести писателю удалось, как в фокусе, сконцентрировать тайны русской души и, следовательно, хоть отчасти приблизиться к её разгадке.

«Чайка» - изящное создание Чехова-драматурга. Она действительно проста и сложна, как сама жизнь, и её подлинная тема раскрывается перед читателями не сразу, как не сразу можно разобраться в тех сложных положениях, противоречивых сплетениях обстоятельств, которыми одаривает жизнь. Автор как бы предлагает нам на выбор различные варианты понимания пьесы. Главное в «Чайке» - тема подвига. В искусстве побеждает тот, кто способен к подвигу.

  

Интерактивный плакат "Мятежный гений"

"Добро подаренное людям"

Учитель – профессия сердца

Образ учителя, наставника в современной художественной и публицистической литературе

Не смейте забывать учителей. 
Они о нас тревожатся и помнят. 
И в тишине задумавшихся комнат 
Ждут наших возвращений и вестей. 
Им не хватает этих встреч нечастых. 
И, сколько бы ни миновало лет, 
Случается учительское счастье 
Из наших ученических побед. 
А мы порой так равнодушны к ним: 
Под Новый Год не шлём им поздравлений. 
А в суете иль попросту из лени 
Не пишем, не заходим, не звоним. 
Они нас ждут. Они следят за нами 
И радуются всякий раз за тех, 
Кто снова где-то выдержал экзамен 
На мужество, на честность, на успех. 
Не смейте забывать учителей. 
Пусть будет жизнь достойна их усилий. 
Учителями славится Россия. 
Ученики приносят славу ей. 
Не смейте забывать учителей!
Андрей Дементьев

 

День учителя — один из самых любимых профессиональных праздников. В этот день учителя принимают поздравления от своих воспитанников, которые дарят им цветы и подарки, устраивают концерты, рисуют красочные стенгазеты и по традиции во многих школах проводят День самоуправления.

Учитель — это не только человек, обучающий наукам, но еще и носитель духовности и нравственного начала. Учителя выполняют особую гражданскую миссию — воспитание молодого поколения. Их знания и опыт, преемственность традиций и новаторство лежат в основе каждой школы.

Мы всегда очень требовательны к своим учителям. Хотим, чтобы они обладали всей полнотой знания, были тактичны и мудры, приветливы и снисходительны. И, конечно же, желаем, чтобы наш учитель всегда был в хорошем настроении. О том же, что учителю нужна наша личная поддержка, зачастую забываем…

Но сегодня хочется пожелать всем учителям доброго здоровья, мира, благополучия. А также неустанного поиска истины и знания, взаимопонимания в коллективе и благодарных, любознательных учеников!


Астафьев, В. Последний поклон // Кража; Последний поклон: Для ст. шк. возраста / Виктор Астафьев – М.: Просвещение, 1990. – 448 с. – (Шк. б-ка)

Лирическая повесть в рассказах В ней писатель воссоздает жизнь своего народа на протяжении 30-90 годов XX века и рассказывает о собственной нелегкой судьбе и о роли бабушки в воспитании внука.


  • Бондарев, Ю. «Простите нас!» // Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. Повести. Батальоны просят огня. Последние залпы. Рассказы. / Юрий Бондарев [предисл. М. Кузнецова, оформл. В. Максина, гравюры В Носкова. – М., «Молодая гвардия», 1973. – 528 с., ил.

    Часто бывает так, что школьные годы быстро пролетают, не оставляя следа в памяти бывших учеников. То же произошло и с главным героем рассказа, известным конструктором П. Г. Сафоновым. Встретившись с учителем математики, он понимает, насколько много упустил. В гостях у учительницы «знаменитый ученик» незаметно для самого себя осознает, что ни один из ее любимых учеников так и не навестил ее за все эти годы. Все те, кто успешно живет и трудится, так же как и Сафонов, не вспомнили, что в чем-то своим благополучием они обязаны этой женщине .И все эти знаменитые конструкторы, директора заводов и прочие успешные личности должны быть благодарны человеку, воспитавшему их, должны помнить и заботиться о нем. Тогда не придется так сожалеть о прошлом и приносить извинения в письменном виде.


  • Быков, В. В. Обелиск // Василь Быков [пер. с белорус. Г. Куреновой, послесл. М. Синельникова] – М.: Мол. гвардия, 1985. – 235 с., ил. – (Б-ка юношества)

    Повесть раскрывает тему войны, стойкости и мужества советского народа. Автор рассказывает о героической судьбе сельского учителя и пяти его учеников, юных партизан.

  • Гончар, О. Бригантина // Повести и рассказы. Авториз. Пер. с укр. / Олесь Гончар [предисл. В. Яворинского]. – М.: Мол. гвардия, 1984. – 542 с. – (Б-ка юношества)

    Романтическая повесть посвящена проблемам воспитания «трудных» подростков – учащихся спецшколы.


  • Железников, В. Чучело // Ухожу из детства: Повести / Владимир Железников [послесл. М. Прилежаевой]. – М.: - Мол. гвардия, 1983. – 415 с., ил. – (Б-ка юношества)

    В повести автор ставит проблемы связи времён, преемственности поколений, опасности непонимания, порой возникающего между детьми и взрослыми. С симпатией читатель встретит в повести молодую учительницу. Автор не изображает в повести педагогический процесс, но уроки молодой учительницы интересны, а её общение с учениками будит в них хорошие чувства.
  • Кассиль, Л. Кондуит и Швамбрания // Кондуит и Швамбрания. Дорогие мои мальчишки / Лев Кассиль [ил. и оформление А. Т. Яковлева и А. В. Озеревской]. – М.: Правда, 1982. – 464 с.

    На книгах Льва Кассиля (1905-1970) выросло не одно поколение юных читателей. книги. Однако настоящую славу принесла писателю автобиографическая повесть «Кондуит и Швамбрания» о жизни гимназистов в начале прошлого века. Увлекательный рассказ о приключениях мальчишек в переломную для России эпоху, умение описать их фантазии, выдумки и каждодневные проблемы делает это произведение интересным на все времена.


  • Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. – М.: «Педагогика», 1981. – 624 с.

    В поэме рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20-е годы был автор.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
  • Распутин, В. Г. Учитель французского // Век живи – век люби: Рассказы, очерки, повесть / Валентин Распутин [вступ. статья С. Залыгина]. – 2-е изд., доп. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 382[2]. с.

    Герои произведений Распутина –люди разных профессий, в том числе и учителя, но главными его героями становятся доброта, честность, верность гражданскому долгу, бережное и чуткое отношение друг к другу.

"Мистический гений"

Виртуальная выставка к 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова

                                                                                                                                                                                                 1814-1841


И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

Ираклий Андроников

                                             

Михаил Юрьевич Лрмонтов родился 15 октября 1814 г. в Москве в доме у Красных ворот. Отец, Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных). Род Лермонтовых берет начало в Шотландии, он запечатлен в легендах о Томасе Лермонте, авторе древнейшего варианта «Тристана и Изольды».В биографии Лермонтова Михаила Юрьевича после домашнего образования началась учеба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения Лермонтова. Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга. Начал служить в Гусарском полку, Царском селе. За произведение Лермонтова «Смерть поэта», был арестован, отправлен в ссылку. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» к годовщине сражения. Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе. Дальнейшее творчество в биографии Михаила Юрьевича Лермонтова связано с редакцией “Отечественных записок”. За дуэль с Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ, где участвует в военных действиях. Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Произведения Лермонтова «Мцыри», «Бородино», «Герой нашего времени», «Маскарад», «Демон», «Узник» считаются одними из лучших.  В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. На этой дуэли настигла Лермонтова смерть.        В.Г. Белинский говорил, что книгам Лермонтова суждено выходить до тех пор, пока русские будут говорить русским языком. Любимый поэт России по сей день остаётся самым таинственным русским классиком. Его жизнь овеяна зловещими слухами и легендами. Легенды возникают там, где власти скрывают правду. При Николае I самое имя поэта запрещалось упоминать в печати. В эпоху "гласности и перестройки" Александра II кинулись навёрстывать упущенное, но ушли из жизни свидетели, многие факты были навсегда утрачены. Все, что мы знаем сейчас о Михаиле Юрьевиче Лермонтове сосредоточено в книгах, это воспоминания, людей знавших поэта, это литературоведческие исследовательские работы, это его творческое наследие. Мы предлагаем Вашему вниманию книги о жизни и творчестве поэта из фонда читального зала. Они помогут вам лучше узнать и понять самого мистического поэта русской литературы XIX века.

 

 

«Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»
                                                 М. Ю.Лермонтов


Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
                                  М.Ю.Лермонтов


Долинина, Н. Д. Печорин и наше время / Н. Д. Долинина. – Л.: Детская литература,1970. – 191 с.

Книга Н. Долининой "Печорин и наше время" посвящена роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Как и в других своих книгах, автор вместе с читателем перелистывает страницы замечательного романа. Вместе с Н.Долининой мы задумываемся над противоречивым, сложным и обаятельным характером Печорина, над горькой судьбой, которая была уготована его поколению российским самодержавием. Мы размышляем о том, почему и сегодня роман М.Ю.Лермонтова волнует нас; о том, какой горькой и одинокой неизбежно становится жизнь человека, даже сильного и яркого, если он лишен радости дружбы и любви, если он не способен на верность, если мужество его растрачивается попусту, если он не видит в своей жизни ни высокой цели, ни смысла.



Гусляров, Е. Н. Лермонтов в жизни: Систематизированный свод подлинных свидетельств современников / Е.Н. Гусляров, О. И. Карпухин; Вступ. ст. Д. С. Лихачев; Под. Ред. Т. Г. Тетенькиной.  –Калининград: Янтарный сказ, 1998. – 405 с.

Книга представляет собой документальный роман-хронику, основные принципы которого впервые были разработаны В. В. Вересаевым в биографических повествованиях "Пушкин в жизни" и "Гоголь в жизни". Особая привлекательность этого жанра в том, что в нем сохранена захватывающая мощь свидетельского показания, авторитет слова очевидца. Главная цель книги – создать всесторонний, объемный образ Лермонтова. Она рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей литературы в целом и жизнью великого русского поэта, в частности.



Герштейн Э. Судьба Лермонтова / Э. Герштейн; 2-е изд. испр. и доп. – М.: Художественная литература, 1986. – 351 с.

Эта книга посвящена судьбе и творчеству М. Ю. Лермонтова в последний, самый значительный период его жизни (1838 - 1841). На основе многолетних архивных изысканий автор знакомит читателя с центральными проблемами социальной биографии поэта, с его
Эта книга посвящена судьбе и творчеству М. Ю. Лермонтова в последние, самый значительный период его жизни (183S— 1841). На основании многолетних архивных изысканий автор знакомит читателя с центральными проблемами социальной биографии поэта, с его друзьями и врагами, с общественным бытом той эпохи, проясняет взаимоотношения Лермонтова с двором, со светским обществом, с оппозиционным кружком аристократической молодежи (Кружок шестнадцати» ). Автору удалось также показать совокупность социальных причин, приведших поэта к его трагической гибели.
Второе издание книги дополнено новыми материалами, особенно это относится к главам «Кружок шестнадцати» и «Дуэль и смерть».


Висковатов, П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов: Жизнь и творчество / П. А. Висковатов; Вступ. ст. Г. М. Фридлендера; Коммент. А. А. Карпова. – М.: Современник, 1987. – 494 с. портр.. – (Библиотека «Любителям российской словесности. Исследования о классике»)

Труд русского историка литературы Павла Александровича Висковатова - первая научная биография М. Ю. Лермонтова, написанная на основе обширного фактического материала и бесед с людьми, близко знавшими поэта. Книга эта давно стала библиографической редкостью, но по сей день сохраняет значение первоисточника для всех, кто обращается к творчеству великого русского поэта.

 



Белинский В. Г. Герой нашего времени: Сочинения М. Ю. Лермонтова / В. Г. Белинский. – М.: Художественная литература, 1958. – 110 с.

Известный критик, литературовед В. Г. Белинский откликается на все произведения М. Ю. Лермонтова. В своих рецензиях он подчеркивает общественное значение творчества  поэта. В 1940 году появляется статья Белинского «Герой нашего времени». Главное достоинство романа критик видит в том, что он глубоко, исторически правдив. «Это грустная дума о нашем времени», - пишет он, и Лермонтов выступает в нем решителем важных современных вопросов».

 

 


Андроников, И. Лермонтов: Новые разыскания / Ираклий Андроников. – М.: Советский писатель, 1948. – 166 с.

Ираклий Андроников – известный писатель и литературовед, выступавший со сцены и телеэкрана со своими «устными рассказами», героями которых были великие представители русской культуры прошлых лет и выдающиеся современники.
Изучению биографии и творчества М. Ю. Лермонтова Андроников посвятил всю жизнь, обнаружив поистине уникальные и сенсационные материалы. Если вам интересно узнать неизвестные страницы жизни поэта, заглянуть глубже в историю того времени, не ограничиваясь общеизвестными фактами, книги «Лермонтов. Новые разыскания», «Лермонтов. Исследования и находки» и «Лермонтов в Грузии в 1837 году»– для вас.

 


М. Ю. Лермонтов в русской критике: сборник статей / Рец. Э. Г. Бабаев ; сост., вступ. ст. и примеч. К. Н. Ломунова ; худож. О. А. Коняшин. - М. : Сов. Россия, 1985. - 288 с.

Книга позволит познакомиться с литературной критикой по творчеству Лермонтова выдающихся мыслителей и публицистов XIX и XX вв.: В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и др. Много статей и рецензий посвящено произведениям, созданным под впечатлением от красоты кавказской природы (роману "Герой нашего времени" и стихотворениям о Кавказе).
 

 

 


М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников / Редкол.: В. Вацуро, Н. Гей, Г. Елизаветина и др.; Сост., подгот. текста и коммент. М. Гиллельсона и О. Миллер; Вступ. статья М. Гиллельсона. – М.: Художественная литература, 1989. – 672 с. – (Литературные мемуары)

Настоящий сборник - наиболее полный свод воспоминаний о Лермонтове его современников: друзей, сослуживцев, родственников, писателей и др. Среди них воспоминания Е. А. Сушковой, А. П. Шан-Гирея, И. С. Тургенева, А. И. Герцена и др.

 

 

 


Логиновская, Е. Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» / Е. Логиновская. – М.: Художественная литература, 1977. – 118 с.

Книга Е. В. Логиновской представляет новое прочтение поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон». Автор освещает идейно-эмоциональное содержание произведения во всем богатстве его фи¬лософских, социальных, этических и эстетических представлений, раскрывает значение Демона, как «мирового типа», внесенного русской литературой в художественную сокровищницу человечества.

 

 


Мануйлов, В. А Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография писателя. Пособие для учащихся / В. А. Мануйлов; Изд. 2-е. – Л.: Просвещение, 1976. – 176 с.

В книге рассказывается о жизненном и творческом пути великого русского поэта. Большое внимание автор уделяет детским и юношеским годам Лермонтова, становлению его таланта, вершинам его поэтического и прозаического творчества. В книге предстает широкая картина общественной и культурной жизни России того времени. Книга рассчитана на учащихся старших классов.